Васехина Татьяна Александровна, учитель-логопед

IMG_0001

 

Васехина Татьяна Александровна

Должность: учитель-логопед.

Образование: высшее профессиональное РГПУ им. А.И. Герцена,

логопедия, учитель-логопед.

Повышение квалификации: «Повышение профессиональной

компетентности педагога ДОУ в логике требований ФГОС

дошкольного образования», 2015.

Квалификационная категория: высшая, 2018

Общий стаж работы: 15 лет

Стаж работы по специальности: 14 лет

 

Не обижайте детей готовыми формулами, формулы — пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное — воспитание в человеке человеческого.

Антуан де Сент-Экзюпери

 

В каждом человеке — солнце. Только дайте ему светить.

Cократ

 

 

В современном дошкольном образовании основное внимание предлагается уделять решению следующих задач: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечения равных  возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья; созданию благоприятных условий для развития способностей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, раскрытие творческого потенциала каждого ребёнка; формированию общекультурных ценностей у детей , в том числе ценностей здорового образа жизни, физических, интеллектуальных и личностных качеств, развитие предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность каждого ребёнка в интересах человека, семьи, общества.

Хотелось бы отметить, что все выше сказанное находит отражение в современном подходе к организации коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками, имеющими тяжёлые нарушения речи. Включение современных педагогических технологиях повышает эффективность образовательной и коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ.

Одним из наиболее интересных методов психокоррекции и психопрофилактики является сказкотерапия.  Формат сказки является наиболее близким для дошкольника, так как основывается на высоком эмоциональном интересе детей к данному жанру. Сказка помогает ребёнку посмотреть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки героев со стороны, сделать свои собственные выводы и оценки для реализации их в реальной жизни. В настоящее время включение в работу с дошкольниками сказкотерапии позволяет решать разнообразные задачи: обогащение внутреннего мира ребёнка, определение моделей поведения в различных проблемных ситуациях, коррекция психической и эмоционально-волевой сферы, развитие речи.

В логопедической работе элементы сказкотерапии используются для решения следующих коррекционно-развивающих задач:

  • развитие высших психических функций (слухового и зрительного внимания и памяти, мыслительных операций);
  • уточнение сенсорных представлений;
  • развитие звуковой культуры речи (развитие просодических компонентов речи; фонематических процессов);
  • формирование словаря (развитие лексико-грамматического строя речи);
  • развитие связной речи (формирование навыков свободного общения с детьми и взрослыми; развитие творческих способностей);
  • усвоение социальных норм взаимоотношений, принятых в обществе;
  • коррекция особенности поведения детей, разрешение личностных проблем каждого ребёнка.

Использование элементов сказкотерапии на примере сюжета сказки «Три

медведя». Образовательные области: «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «познавательное развитие».

Д/и: «Угадай настроение».

Логопед: Давайте вспомним, какое у медведей было настроение, когда они пришли домой? (Они были голодные и уставшие, а потом стали сердитые.) Детям предлагается вспомнить и рассказать, какой характер был у каждого персонажа сказки (веселая девочка, удивленный Мишутка, расстроенная Настасья Петровна, сердитый Михайло Иванович). Дети изображают всех персонажей сказки с помощью органов артикуляционного аппарата (губ, языка, щек, челюсти) и мимических движений.

Сердитый Михайло Иванович — надуть щеки, нахмурить брови.

Удивленный Мишутка — вытянуть губы вперед («Трубочка»), брови поднять.

Веселая девочка — растянуть губы в улыбке, зубки видны.

Логопед: Одинаковые или разные голоса у медведей? Дети описывают голоса героев – низкий и грубый, не такой грубый, тоненький голосок.

Д/и: «Изобрази настроение». Детям предлагается при помощи пиктограмм показать настроение каждого героя. Затем произнести фразы героев сказки различными голосами в соответствии с пиктограммой.

Д/и: «Угости медведей».

Цель: развивать сенсорные представления, с опорой на зрительные и тактильные ощущения.
Логопед предлагает детям принести угощения трём медведям, чтобы помирить их с Машей. Дети выбирают одинаковые угощения для медведей, ориентируясь на цвет, форму, материал из которого изготовлены бумажные конфеты, печенья, пирожные.

Д/и: «Где прячется Маша?»
Цель: закрепить правильное употребление  предлогов под, из-под; активизировать словарь по «мебель», развивать связную речь.
Логопед предлагает детям рассказать, где Маша прячется от медведей (под столом, под  стулом, под кроватью, под скамейкой). Затем рассказать откуда выглядывает Маша (из- под стола, из-под кровати, из-под стула, из-под кровати, из-под скамейки…).

Д/и «Научи Машу ходить в гости».

Цель: закрепить умение пользоваться «вежливыми словами»; формировать навыки культурного общения; развивать связную речь (использовать в самостоятельной речи простые распространённые или сложноподчинённые предложения, в зависимости от речевых возможностей детей).

Логопед просит детей рассказать девочке Маше, как правильно ходить в гости, что можно и что нельзя делать в гостях. Дети объясняют правила поведения, опираясь на предложенные графические символы. Возможно, включение личного опыта детей (позитивное и отрицательное поведение в гостях). После этого детям предлагается помочь Маше и Мишутке подружиться и ходить друг к другу в гости.

Хотелось бы отметить, что и в повседневном общении сказка является доступным способом построения и укрепления полноценных детско-родительских взаимоотношений. При помощи сказки взрослые могут без ругани и нотаций донести необходимую информацию до ребёнка, скорректировать его поведение и привычки, развить творческие способности и речь, при этом не травмируя личность малыша.

Надеюсь, что мультфильмы, компьютерные игры и современные гаджеты не займут место старой доброй сказки, в которой о сложном окружающем мире, говорится просто, решение проблемных ситуаций неоднозначно, а поведение героев сказочных историй можно оценить с разных точек зрения. Не забывайте о сказках, не лишайте детей бесконечно удивительного и поучительного сказочного мира!

 

@ГБДОУ детский сад №41
Техническая поддержка сайта: Ольга Веб, olga@olga-web.ru