Силина Анна Евгеньевна, воспитатель группы «Искорки»
Образование: среднее профессиональное
ГБПОУ «Чайковское музыкальное училище», 2015 г.
Повышение квалификации: «Создание дидактических материалов средствами офисных приложений», 2021 г.
Квалификационная категория: соответствие
Общий стаж работы: 7 лет
Стаж работы по специальности: 5 лет
Воспитание доброты у детей дошкольного возраста.
«Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств» В. А. Сухомлинский.
Формирование доброты лежит в основе нравственного воспитания дошкольника. Основой нравственности человека являются те качества, которые определяют его моральный облик, делают внутренне свободным и социально ценным во всех сферах общественной и личной жизни. Фундамент этого процесса должен быть заложен в детстве, в дошкольном возрасте. Очень важно, как можно раньше пробудить в ребенке чувства сострадания, сопереживания в горе, беде и умение радоваться и сопереживать успеху другого как своему собственному. Ребёнок должен приходить к этому не через порицание или боязнь наказания, а через укрепление по мере его взросления чувства собственного достоинства.
Самым важным в воспитании доброты является пример родителей, их отношение друг к другу. Задача родителей — создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви, доброты, милосердия и взаимопомощи. Хорошо, когда дети видят улыбку на лицах близких, слышат приветливый тон и добрые слова. Также необходимо упражнять детей в добрых поступках. Это и помощь старшим: открыть дверь. пропустить вперед, подать тапочки; учить присматриваться к физическому и духовному состоянию близких. Важно побуждать ребенка к размышлениям о добре, задавать наводящие вопросы и рассуждать вместе с ребенком, например:
— Кому ты сегодня помог? Тебе было приятно в этот момент?
— У тебя хорошее настроение? Почему?
— Какого человека называют добрым?
— Что тебя обрадует, а что расстроит? И т.д.
Основными условиями воспитания доброжелательных отношений у дошкольников являются:
— создание эмоционально-положительного климата дома и в группе;
— моделирование педагогических ситуаций, которые позволяют детям проявлять добрые чувства к окружающим.
Существует множество дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых, театрализованных и народных игр, которые помогут ребенку сформировать оценочные суждения о добр и зле. Но весомая роль в этом отводится литературе. Важно читать детям сказки, потешки, стихотворения, басни и по прочтении обязательно анализировать. Можно вместе с ребенком придумать альтернативный вариант развития событий, конец, который поможет героям проявить гуманные чувства (например, в баснях: «Лиса и журавль», «Стрекоза и муравей» и др.). А русские народные пословицы о добре должны стать своего рода заповедями:
доброе слово лечит, а злое калечит.
не хвались серебром, а хвались добром;
доброе дело два века живет;
доброе дело в воде не тонет;
ласковое слово слаще меда.
Воспитание доброты в ребенке невозможно без любви к природе и всему живому. Задача родителей и педагогов – пробудить в ребенке любовь к родному краю, его природе, чувство ответственности за другую жизнь: цветок, деревце, животное или насекомое. Объяснить и своим примером показывать, что природа и человек тесно взаимосвязаны. Для этого необходимо:
— научить ребенка не рвать понапрасну цветы и не ломать ветки деревьев, объяснять, что все растения – живые;
— подкармливать бездомных животных и птиц, подвесить кормушку;
— не мусорить на улице и убирать мусор с полянки/пляжа/площадки, где гуляете;
— сортировать мусор дома;
— посадить дерево или цветы и ухаживать за ними, поливать. И т.д.
Формирование чувства доброты у дошкольников происходит постепенно. Маленькие дети стремятся к добрым поступкам сначала ради похвалы, одобрения взрослых. Постепенно привычка поступать хорошо, делать добро перерастает у них в чувство заботы о другом человеке, становится их естественной потребностью. А сочувствие, выражающееся в активной, бескорыстной помощи другому человеку, в заботе о нем, является одним из первых пробуждающихся у дошкольников гуманных чувств.