Силина Анна Евгеньевна, воспитатель группы «Искорки»

Образование: среднее профессиональное

ГБПОУ «Чайковское музыкальное училище», 2015 г.

Повышение квалификации: «Создание дидактических материалов средствами офисных приложений», 2021 г.

Квалификационная категория: соответствие

Общий стаж работы: 7 лет

Стаж работы по специальности: 5 лет

 

Воспитание доброты у детей дошкольного возраста.

 «Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств»  В. А. Сухомлинский.

Формирование доброты лежит в основе нравственного воспитания дошкольника. Основой нравственности человека являются те качества, которые определяют его моральный облик, делают внутренне свободным и социально ценным во всех сферах общественной и личной жизни. Фундамент этого процесса должен быть заложен в детстве, в дошкольном возрасте. Очень важно, как можно раньше пробудить в ребенке чувства сострадания, сопереживания в горе, беде и умение радоваться и сопереживать успеху другого как своему собственному. Ребёнок должен приходить к этому не через порицание или боязнь наказания, а через укрепление по мере его взросления чувства собственного достоинства.

Самым важным в воспитании доброты является пример родителей, их отношение друг к другу. Задача родителей — создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви, доброты, милосердия и взаимопомощи. Хорошо, когда дети видят улыбку на лицах близких, слышат приветливый тон и добрые слова. Также необходимо упражнять детей в добрых поступках. Это и помощь старшим: открыть дверь. пропустить вперед, подать тапочки; учить присматриваться к физическому и духовному состоянию близких. Важно побуждать ребенка к размышлениям о добре, задавать наводящие вопросы и рассуждать вместе с ребенком, например:

— Кому ты сегодня помог? Тебе было приятно в этот момент?

— У тебя хорошее настроение? Почему?

— Какого человека называют добрым?

— Что тебя обрадует, а что расстроит? И т.д.

Основными условиями воспитания доброжелательных отношений у дошкольников являются:

— создание эмоционально-положительного климата дома и в группе;

— моделирование педагогических ситуаций, которые позволяют детям проявлять добрые чувства к окружающим.

Существует множество дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых, театрализованных и народных игр, которые помогут ребенку сформировать оценочные суждения о добр и зле. Но весомая роль в этом отводится литературе. Важно читать детям сказки, потешки, стихотворения, басни и по прочтении обязательно анализировать. Можно вместе с ребенком придумать альтернативный вариант развития событий, конец, который поможет героям проявить гуманные чувства (например, в баснях: «Лиса и журавль», «Стрекоза и муравей» и др.). А русские народные пословицы о добре должны стать своего рода заповедями:

доброе слово лечит, а злое калечит.

не хвались серебром, а хвались добром;

доброе дело два века живет;

доброе дело в воде не тонет;

ласковое слово слаще меда.

Воспитание доброты в ребенке невозможно без любви к природе и всему живому. Задача родителей и педагогов – пробудить в ребенке любовь к родному краю, его природе, чувство ответственности за другую жизнь: цветок, деревце, животное или насекомое. Объяснить и своим примером показывать, что природа и человек тесно взаимосвязаны. Для этого необходимо:

— научить ребенка не рвать понапрасну цветы и не ломать ветки деревьев, объяснять, что все растения – живые;

— подкармливать бездомных животных и птиц, подвесить кормушку;

— не мусорить на улице и убирать мусор с полянки/пляжа/площадки, где гуляете;

— сортировать мусор дома;

— посадить дерево или цветы и ухаживать за ними, поливать. И т.д.

Формирование чувства доброты у дошкольников происходит постепенно. Маленькие дети стремятся к добрым поступкам сначала ради похвалы, одобрения взрослых. Постепенно привычка поступать хорошо, делать добро перерастает у них в чувство заботы о другом человеке, становится их естественной потребностью. А сочувствие, выражающееся в активной, бескорыстной помощи другому человеку, в заботе о нем, является одним из первых пробуждающихся у дошкольников гуманных чувств.

Техническая поддержка сайта: Ольга Веб, olga@olga-web.ru